Дети, поведение которых кажется странным в выражении эмоций, сильно отличающихся от сверстников, плохо поддающихся обучению, сторонящихся людей и демонстрирующих непонятные реакции, заставляют волноваться родителей. Они спрашивают специалистов, все ли нормально с их чадом, нет ли у него каких-либо отклонений, хотят знать точный диагноз. Впрочем, последнее очень важно, так как правильное определение проблемы поможет правильно среагировать и принять меры по лечению, коррекции, должным образом относиться к ребенку, его обучать. В этой статье не будет говорить о тяжелых психических расстройствах, каковой является шизофрения и ряд других заболеваний. Остановимся на отклонениях с похожими симптомами: аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость. Их проявления кое-где совпадают, а в некоторых вариантах сильно расходятся. Все же, при глубоком изучении, они различаются и поэтому требуют своего подхода, как со стороны родителей, так и педагогов. Давайте разбираться.
Симптомы атипичного аутизма
При попытке принудить больного к общению, он может начать плакать, кричать, проявлять агрессию. Это вызовет импульсивные двигательные и эмоциональные реакции.
Также симптомом атипичного аутизма является:
- холодность, которая проявляется в трудностях выражении эмоций, переживаний и чувств;
- специфическое нарушение речи. Характеризуется неумением высказать собственные мысли или сформулировать то, что хочет сказать сам ребенок. Это затрудняет и понимание общих слов и фраз;
- ригидность психомоторной сферы.
Это основные симптомы атипичного аутизма у детей.
Аутизм
Это расстройство развития ребенка появляется у малышей в возрасте 2 года, однако диагноз можно подтвердить позже – в 3–5 лет. Аутисты строят собственный мирок и не хотят его покидать, им нравится играть в полном одиночестве, не общаться ни с кем. Связь таких детей с внешним миром нарушена, хотя они вполне здоровы в физическом плане.
Признаки аутиста:
- замкнутость на самом себе, избегание людей, не ищут друзей;
- предпочитает играть в одиночестве;
- трудности в вербальном (речь, письмо) и невербальном (мимика, жесты, прикосновение, оценка внешности и голоса) общении. Задержка речи, мутизм – случайное произношение фраз и слов;
- нарушено социальное взаимодействие – отсутствие эмоций на действия других людей, оставляет без ответа обращение к нему, не смотрит в глаза, не привязывается ни к кому;
- стереотипное поведение – наличие определенных обязательно выполняемых ритуалов, повторение однотипных движений продолжительное время, эхолалия – повторение слов;
- может проявлять агрессию при попытке наладить контакт, кричит;
- любые изменения, происходящие вокруг, ему мешают.
Для некоторых людей (1–2 человека) аутичные дети делают исключение и могут общаться с ними.
Точной причины аутизма не установлено, хотя многие специалисты склоняются к генетической версии. Некоторые же считают, что вызвана такая патология органическими заболеваниями мозга.
Аутисты любят музыку. При легкой форме расстройства они даже могут превосходить по интеллекту своих ровесников, лучше учатся, но лишь по некоторым предметам, так как их умственное развитие весьма избирательно. К тому же такие люди очень часто демонстрируют выдающиеся способности в отдельных сферах (науке, искусстве) и могут вполне нормально адаптироваться в обществе при правильном подходе к воспитанию, обучению и специальной коррекции.
Электроэнцефалография атипичного аутизма
Электроэнцефалография (ЭЭГ) атипичного аутизма с указанными в предыдущем разделе коморбидными заболеваниями при сформированном психозе даёт усиление θ-ритма, на стадии регресса в психозе характерна редукция α-ритма. При кататонии без регресса на третьей стадии (регрессивно-кататонического психоза) не обнаруживался θ-ритм, но заметно усиливался β-ритм. При улучшении состояния пациента восстанавливался α-ритм и заметно уменьшалась или исчезала θ-активность.
Симашкова Н. В. пришла к выводу, что ЭЭГ-коррелят регресса и незрелости выражается наличием выраженной ритмической θ-активности.
Общие сведения о заболевании
Пациенты, чей мозг поражен таким заболеванием как атипичный аутизм, в возрасте после 3 лет начинают проявляться симптомы детской ранней формы недуга либо же у них появляются его характерные признаки, но не в полной (по 3 ключевым сферам) мере. В качестве вышеупомянутых трех сфер диагностирования рассматривают нижеперечисленные расстройства:
- проблемы социального взаимодействия;
- специфические нарушения поведения;
- трудности общения.
В соответствии с положениями Международной классификации болезней, изучаемое отклонение может иметь 2 формы. О них далее.
- Начало заболевания. При таких обстоятельствах в клинической картине отмечаются все свидетельствования наличия детского раннего аутизма, но, что характерно, впервые они дают о себе знать не раньше, чем в 3 года.
- Атипичная симптоматика. Для этого случая не исключается вероятность проявления признаков недуга ранее 3 лет, но полной клинической картины «стандартной» формы заболевания не отмечается.
Последнее утверждение в особенности сильно сохраняет актуальность для пациентов с явными нарушениями умственного развития.
Вышеприведенная классификация на 2 группы имеет важное практическое значение для специалистов области медицины. Нередко родители, общаясь с психологом, психиатром или другим профильным специалистом насчет состояния своих детей, интересуются, чем они болеют – недоразвитием в интеллектуальном плане или именно аутизмом
При наличии интеллектуального недоразвития в его классическом понимании, нередко отмечаются развернутые признаки наличия синдрома Каннера, при этом нарушения интеллектуального развития у таких больных редко выходят на первый план.
В случае же с атипичной формой недуга ситуация выглядит с точностью до наоборот: аутистические черты проявляются в комплексе с умственной отсталостью.
Практика показывает, что родители гораздо проще примиряются с наличием аутизма у своих детей, нежели с тем, что их наследники являются умственно отсталыми.
Конкретных статистических данных в отношении распространенности изучаемой сегодня формы заболевания нет. Далее вам предлагается ознакомиться с описанием основных признаков недуга и особенностями терапевтической помощи таким пациентам.
Осложнения заболевания
Если вовремя не обнаружить недуг и не начать лечение, у ребенка возникнет ряд осложнений.
Среди них:
- полная социальная изоляция;
- постоянный стресс;
- затяжная депрессия;
- агрессия;
- ненависть к окружающим.
Задача родителей и специалистов − вовремя заметить проблему и начать лечение.
Причины атипичного аутизма
Это расстройство возникает из-за сбоев в развитии отделов головного мозга. Однако точно неизвестно, чем оно вызвано и до сих пор нет средств, серьезно улучшающих состояние. Атипичный аутизм может сопровождать глубокую умственную отсталость. Иногда встречается у лиц с тяжелыми формами расстройств рецептивной речи. Это может быть полная слуховая невосприимчивость — афазия или сниженная способность восприятия речи при сохранении физического слуха.
Распространенность аутизма атипичной формы выражена в соотношении 2 случая расстройства на 10 000 населения, причем отмечается преимущественно у лиц мужского пола. Причины, вызывающие его неясны. В этиологии указывается, что присутствуют сведения о различных осложнениях во время беременности или родов.
У многих людей с атипичным аутизмом наблюдают:
- тремор;
- судорожные явления;
- неврологические симптомы.
Симптомы
Симптомы атипичного аутизма обычно проявляются после трех лет. К ним относятся:
- Расстройства при налаживании социальных контактов. Выраженность может быть различной – некоторые больные ищут одиночества, а другие хотят общения с другими людьми, но не могут выстроить процесс коммуникации.
- Расстройства речевой функции. Пациенты недостаточно четко формулируют мысли, а обращенную к ним речь понимают буквально, то есть не могут понять слова и фразы, произнесенные в переносном значении.
- Эмоциональная холодность. Больным сложно выражать чувства, эмоции, переживания, поэтому они воспринимаются окружающими безразличными, безучастными, холодными. У многих из них отсутствует чувство сопереживания. Развитие нарушений эмоциональной сферы обусловлено трудностью понимания невербальных сигналов.
- Негибкое мышление. Больной испытывает страх перед любыми, даже незначительными переменами в жизни или окружающей его обстановке. Он стремиться жить в окружении привычных вещей, совершать монотонные, привычные действия.
- Раздражительность. Из-за нарушений нервной системы пациенты становятся чрезмерно чувствительными к раздражающим факторам. В ответ часто возникают агрессия, раздражительность.
- Сенсорные нарушения. Головной мозг обрабатывает и воспринимает получаемую сенсорную информацию (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) не так, как это происходит у здоровых людей, что может проявляться по-разному, в том числе необычными способностями.
Выраженность перечисленных симптомов может быть разной. Нередко нарушения настолько незаметны, что выявить и правильно интерпретировать их оказывается сложной задачей даже для специалиста.
При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму.
Диагностические критерии
Для диагностики атипичного аутизма состояние должно соответствовать следующим критериям:
Умственная отсталость кодируется следующим образом:
- F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью (включается умственная отсталость с аутистическими чертами).
- F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости (включается атипичный детский психоз).
В МКБ-10 выделены 2 основных типа атипичного аутизма:
- Начало расстройства в атипичном возрасте. Имеются все критерии детского аутизма, но расстройство начинает проявляться позже 3-х лет.
- Аутизм с атипичной симптоматикой. При данном типе расстройства отклонения развития наблюдаются до 3-х лет, но нет полной клинической картины детского аутизма (84.0). Особенно это касается детей с выраженной умственной отсталостью, такие случаи называются умственной отсталостью с аутистическими чертами.
Дифференциальная диагностика
В отличие от атипичного аутизма при синдроме Аспергера не наблюдается задержки речевого и когнитивного развития. Дифференциальная диагностика с шизофренией проводится как и при детском аутизме.
Атипичный аутизм как синдром при разных заболеваниях
Cложилось два основных направления в изучении атипичного аутизма:
- 1) выделение эндогенного процессуального аутизма, в случае, когда аутизм выделяется в структуре шизофрении,
- 2) выделение атипичного аутизма как синдрома при заболеваниях разной нозологической природы[6].
Согласно диссертации Симашковой Н. В. об атипичном аутизме в детском возрасте, к нему относятся большинство наиболее тяжёлых психотических форм аутизма в структуре разных болезней: злокачественный детский тип шизофрении, синдром Ретта, синдром Дауна, синдроме Мартина — Белл[7]. При всех этих расстройствах атипичный аутизм проявляется на всём протяжении болезни как первичное негативное расстройство[7].
При атипичном процессуальном аутизме возможно возникновение регрессивно-кататонических приступов психоза, при этом со временем глубина аутизма прогрессирует до крайне тяжёлой степени[6].
Атипичный аутизм при синдроме Ретта вначале углублялся от лёгкого/умеренно выраженного до тяжёлого[6]. Затем — заметный регресс и углубление аутизма, а на последней стадии, которая иногда называется «псевдостационарной» наблюдались негативизм, двигательное возбуждение с импульсивностью, двигательные стереотипии. Расстройства на последней стадии трудно отличимы от кататонических[6].
В случаях атипичного аутизма при синдроме Мартина — Белл (синдроме ломкой X-хромосомы) на 12—14 месяце жизни наблюдались регрессивно-кататонические приступы психоза[6]. Глубина аутизма — от тяжёлого при психозе до лёгкого/умеренного вне обострений[6]. На второй аутистической стадии (12—24 месяца) наблюдалась тяжёлая степень аутизма, на третьей — ещё более тяжёлая, с утратой навыков самообслуживания и опрятности, нарушением понимания обращённой речи[6]. Последняя стадия — кататоническая и менее выраженная, с сочетанием с субступорозных состоянияй; у всех пациентов наблюдалась эхолалия, у части — селективный мутизм, глубина аутизма была в пределах тяжёлого[6].
При синдроме Дауна начало атипичного аутизма возникало в возрасте от 24—36 месяцев в форме регрессивно-кататонического приступа психоза[6]. Первая аутистическая стадия приступа (1—2 месяца) отличалась нарушением коммуникативных навыков, отрешенностью, обеднением эмоций, нарушение индивидуального развития и задержка двигательного развития (в частности навыка самостоятельной ходьбы)[6]. Вторая стадия (1—2 месяца) — полная утрата навыков самообслуживания, потеря навыка речи, игровой деятельности, с глубиной аутизма тяжёлой степени[6]. Третья стадия (2—3 месяца) — кататоническая стадия, смена ступорозных состояний кататоническим возбуждением, с тяжёлой степенью аутизма[6]. Спустя 4—7 месяцев с момента начала психоза происходит постепенный выход из психотического приступа с ослаблением тяжести аутизма[6].
Во всех случаях наблюдалось три стадии развития атипичного аутизма: 1) аутистическая 2) регрессивная 3) кататоническая[6].
Клиническая картина психоза у описанных формах атипичного аутизма была схожа, но в их структуре отличались те же двигательные стереотипии: при синдроме Ретта и Мартина — Белл — архаические кататонические стволовые стереотипии, при синдроме Дауна и атипичном процессуальном аутизме — подкорковые кататонические стереотипии[6].
Диагностические критерии
Для диагностики атипичного аутизма состояние должно соответствовать следующим критериям:
Умственная отсталость кодируется следующим образом:
- F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью (включается умственная отсталость с аутистическими чертами).
- F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости (включается атипичный детский психоз).
В МКБ-10 выделены 2 основных типа атипичного аутизма:
- Начало расстройства в атипичном возрасте. Имеются все критерии детского аутизма, но расстройство начинает проявляться позже 3-х лет.
- Аутизм с атипичной симптоматикой. При данном типе расстройства отклонения развития наблюдаются до 3-х лет, но нет полной клинической картины детского аутизма (84.0). Особенно это касается детей с выраженной умственной отсталостью, такие случаи называются умственной отсталостью с аутистическими чертами.
Дифференциальная диагностика
В отличие от атипичного аутизма при синдроме Аспергера не наблюдается задержки речевого и когнитивного развития. Дифференциальная диагностика с шизофренией проводится как и при детском аутизме.
О болезни
- 1. С умственной отсталостью.
- 2. Без нее.
В прошлом веке описываемое заболевание было довольно редким. Однако уже сейчас страдает 1 ребенок среди 88 детей, в то время как 50 лет назад эта статистика была более позитивной — 1 на 10 тыс. детей. Надо заметить, что этому заболеванию больше подвержены мальчики, чем девочки. Большая часть исследований по поводу аутизма проводится в США.
Почему аутизмом страдает все больше детей, неизвестно. Врачи могут сказать лишь то, что, вероятно, болезнь вызывается не одним фактором, а совокупностью. Среди возможных причин возникновения разных форм аутизма — мутации в генах, поражения центральной нервной системы, проблемы с развитием мозга, гормональные сбои, вирусные инфекции, ртутные отравления, большое количество антибиотиков, химическая интоксикация.
Однако врачи не до конца выяснили, какие из перечисленных причин действительно приводят к болезни. Но ясен на 100 % тот факт, что к аутизму ведет наследственная предрасположенность. При этом во время беременности на развитие мозга ребенка может повлиять инфекция или сильный стресс, что в итоге приводит к формированию описываемого заболевания.
Как лечат атипичный аутизм с отсталостью в развитии
Ситуация значительно усугубляется, если при атипичном аутизме ребенок еще и отстает в развитии.
В большинстве случаев помимо основных признаков у детей присутствует:
- агрессивность;
- нарушение сна;
- гиперактивность.
Если диагноз подтвердился, врачи могут рекомендовать к приему следующие медикаменты:
- «Налтрексон», «Фенфлурамин» или «Галоперидол». Эти препараты относятся к группе нейролептиков и имеют одинаковый спектр действия (помогают справиться с гиперактивностью, агрессией детей, успокаивают ЦНС).
- «Глицин», «Пирацетам», «Энцефабол», «Пантогам». Эти препараты специалисты называют ноотропами. Они оказывают положительное действие на высшие функции мозга.
- Психотропные средства. Наиболее популярны среди них: «Сомакс», «Рипсолепт», «Неулептил». Препараты помогают справиться с психическим расстройством.
Помимо медикаментозного лечения, обязательны занятия с психологом и другими узконаправленными специалистами.
Прогнозы для ребенка
Если малышу поставлен диагноз атипичный аутизм, то это еще не значит, что он не сможет нормально развиваться. Несомненно, некоторые отличия в поведении будут заметны, но, несмотря на это ребенок может полноценно учиться в стандартном учебном заведении и находиться в обычном обществе.
К сожалению, действенного метода устранения недуга не существует, в данном случае применяется только симптоматическая терапия. Помимо того, ребенку придется всю последующую жизнь наблюдаться у невропатолога. Таким образом, специалист поможет своевременно выявить период обострения и назначить действенное лечение.
Рекомендации членам семьи аутиста
Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.
Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.
Вот еще несколько полезных рекомендаций:
- Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
- Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
- Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
- Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.
Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.
Можно ли получить инвалидность
Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:
- Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
- Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
- Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
- Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.
Когда оформляют инвалидность
Оформление инвалидности при атипичном аутизме – отдельный вопрос, который требует тщательного рассмотрения. Если у ребенка нет умственных отклонений, то добиться правильного диагноза достаточно сложно. Но все же родителям нужно заняться этим вопросом. Для ребенка при оформлении инвалидности государством предусмотрено много льгот и социальное пособие.
Для того чтобы выйти на комиссию МСЭК, нужно пройти ряд специалистов. Среди них:
- невропатолог;
- логопед;
- ЛОР.
Также потребуются обследования:
- ЭЭГ;
- анализ крови и мочи.
Со всеми заключениями нужно обратиться к психиатру, который и оформит карту на инвалидность, даст заключение для комиссии.
При классической форме аутизма оформить инвалидность немного проще, чем при атипичной.
Патогенез
Патофизиологическая основа болезни – поражения мозга. Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является воздействие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критическим периодом развития систем организма, в особенности ЦНС. Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих качественные изменения психических и физиологических процессов. Этим периодам свойственна повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов. Возникновение тяжелых форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с важными структурными онтогенетическими процессами в мозге, пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.
Речевое развитие детей с аутизмом
Признаком аутизма также считается отставание в развитии речи или полное ее отсутствие. Здесь возможны две разные картины проявления. При синдроме Каннера, когда аутизм проявляется в классической форме, раннее развитие речи ничем не отличается от нормы, а порой и обгоняет темп ровесников. Где-то в 1,5-2 года происходит резкий регресс, и ребенок теряет все приобретенные речевые навыки и либо перестает говорить вообще (мутизм), заменяя словарь понятными только ему звуками и словами, либо говорит стереотипными фразами, набранными из рекламы, мультиков, речи окружающих.
Весь активный словарь он использует не всегда к месту, часто совмещает звукоподражания с нормально оформленными высказываниями. Процесс понимания речи окружающих не нарушен, но реакция на нее отсутствует, именно поэтому он не отзывается на свое имя. При утрате речи также наблюдается разговор во сне и с самим собою.
У атипичных аутистов и детей с синдромом Аспергера (эти же признаки могут быть при классике) речь может развиваться более или менее нормально, но с отставанием от возрастной нормы и некоторыми особенностями. Чаще всего наблюдаются:
- косноязычие;
- физиологические эхолалии (повторение фразы оппонента);
- бедность лексического запаса;
- задержанное становление «Я» (ребенок говорит о себе в 3-м лице);
- растянутое или ускоренное произношение, скандирование, другие нарушения просодики;
- неправильное употребление главных частей речи и их форм;
- склонность к автономной речи (речь сама по себе) и неразвитость диалога.
У каждого ребенка с аутизмом может быть своя речевая «фишка». У кого-то речь изобилует аутокоммандом и аутодиалогами, без коммуникативной направленности излагаемого. У других могут наблюдаться жонглирования словами-отрицаниями, неологизмами, фразеологизмами без их понимания, разным словотворчеством в необычной форме и т.д. Особую страсть они питают к рифмованию. Примерно 90% детей с РАС не понимают поэтапных словесных инструкций и вообще плохо воспринимают обращенную речь, при полной сохранности слуха.
Практически все аутисты используют в речи телеграфный стиль изложения и речевые штампы. Чем аффективнее ситуация, тем ярче выражается корявость говорения. Естественно, нарушения речи зависят от степени тяжести заболевания.
Если говорить о совсем маленьких детишках-грудничках, то у них РДА (ранний детский аутизм) может проявляться в отсутствии гуления, лепета, звукоподражания
При их задержанном развитии явно отсутствует коммуникативная направленность – ребенок не пытается этим привлечь внимание взрослых. В случае, когда человеческая речь в ее привычном понимании не развивается совсем, чаще всего вырабатывается свой собственный язык – так называемый «птичий»
Малыш постоянно что-то щебечет на своем «тарабарско-попугайном» и явно не собирается воспринимать обычные слова.
В легких случаях ребенок овладевает речью, но страдает обращенная и связная ее форма, выявляются множества аграмматизмов, нарушается звукопроизношение. Спонтанная речь в быту и по ситуации самостоятельно не развивается – этому нужно долго и упорно учить.
Лечение
Методы эффективного лечения атипичного аутизма на сегодняшний день не разработаны. Терапия направлена на устранение симптомов заболевания и социальную адаптацию пациентов. Она разрабатывается индивидуально для каждого ребенка и проводится большую часть дня в течение длительного срока.
Лечебный подход к каждому должен быть индивидуальным с длительными временными затратами и усилиями в отношении маленького пациента. Первостепенное значение имеет человеческий фактор, то есть люди, которые занимаются человеком с определенными психическими расстройствами, должны понимать, что требуется данному ребенку и четко владеть различными медицинскими методиками.
Именно полагаясь на свой опыт и знания, специалист методом проб и ошибок, находит индивидуальный подход к пациенту и определяет эффективность проводимого терапевтического воздействия на основании улучшений в его состоянии.
Лечение планируется на длительный промежуток времени- это необходимая мера даже при легкой форме заболевания. Занятия по специфическим методикам не могут быть для такого пациента лишними, то есть с каждым сеансом терапии они приносят ему только пользу. Полностью вылечить атипичное расстройство психического развития невозможно, но улучшить качество жизни и самочувствие больного вполне осуществимо, и в этом должна помочь согласованная работа профильного специалиста и родителей.
Каких-либо профилактических мероприятий по данному заболеванию среди детей не бывает, его природа остается до конца не изученной. Но своевременная диагностика и эффективно проведенное лечение в самом начале болезни значительно повышает возможности социализации маленького пациента в обществе.
Все методики и реабилитационные программы разработаны в Америке. Вне зависимости от того, какие присутствуют признаки аутизма у детей 3 лет, все способы ликвидировать заболевание основаны на активном общении и играх. Если форма легкая, то у родителей при серьезном отношении к вопросу с большой вероятностью получится сделать ребенка социальным человеком.
При тяжелых формах заболевания могут появляться проблемы, но это связано с развитием умственной отсталости и других побочных заболеваний. В России мало врачей, которые занимаются конкретно лечением детей-аутистов. Но все равно нужно найти психиатра. Подбирайте тщательно садик и школу. С детьми коррекция поведения должна вестись абсолютно везде: у врача, дома, во всех местах, которые посещает ребенок. Со стороны родителей нужно проявлять любовь и заботу.
Чтобы уменьшить проявления аутизма у детей 3 лет нужно соблюдать рекомендации:
- Ребенку нужно прививать необходимые навыки для дальнейшей жизни. К примеру, чтобы научить самостоятельно чистить зубы, следует часто повторять это при нем и с ним. Даже если ребенок уже научился этому, регулярно следует проводить повторные «уроки».
- Распорядок дня у ребенка должен быть четким. Он сам не будет его нарушать, а поэтому родители тоже должны его соблюдать. Нельзя нарушать правил, иначе ребенок будет проявлять агрессию. Попытки поменять обстановку или привычки малыша тоже приведут к его бунту.
- Чаще старайтесь общаться с ребенком. Проводите много времени с ним. Если малыш не реагирует, то не обижайтесь. Повторяйте упорно предложения, его имя. Не нужно кричать, ругать или наказывать. Если аутизм был обнаружен в раннем возрасте, то можно чаще брать его на руки. В таком возрасте он не будет сильно протестовать, а уже к 3 годам привыкнет к эмоциональному контакту с родителями. Если случай тяжелый, то вместо устной речи можно использовать карточки.
- Ребенку-аутисту нельзя утомляться. Между играми или занятиями нужно делать перерыв. При этом в такие моменты оставляйте его в одиночестве. Занимайтесь с ребенком спортом, чтобы укреплять его физическую форму.
- Не подавляйте инициативу. Не нужно торопить или заставлять делать что-то. Вам нужно иметь огромное терпение, чтобы воспитывать ребенка. Аутист должен воспринимать дом как место, где ему комфортно и спокойно. Это же должно относиться и к родителям. Важная задача мамы и папы — сделать так, чтобы малыш не боялся их и замечал.
- Ребенка нужно чаще выводить на улицу, обязательно отводить в садик и школу. Поначалу малыш будет сопротивляться, но через какое-то время он все-таки поймет, что может разговаривать с другими, играть с ними и это тоже увлекательно.
Когда доктор провел тест на аутизм у детей 3 лет, опросил родителей и поставил диагноз, нужно срочно начинать лечение.
Аутизм редко лечат лекарственным способом, так как препараты в этом не помогут. Их могут применять в случае, когда какие-то симптомы становятся слишком опасными, например, ребенок начинает проявлять агрессию в сторону кого-либо, а успокоить его не получается. Это же касается двигательной активности, депрессий и некоторых навязчивых желаний.
Лекарства также прописывают при недостатке витаминов, проблемах с желудочно-кишечным трактом.
Симптоматику аутизма можно облегчить при помощи особого режима питания. На сегодняшний день множество исследований подтверждают, что болезнь имеет связь с нарушением обмена веществ. У этих детей выявлена повышенная чувствительность к белкам злаковых культур (глютену) и молока (казеину), поэтому при аутизме рекомендуется безглютеновая и безказеиновая диета.
Запомните, что не нужно заставлять ребенка есть что-то определенное. Если он отказывается, то предложите что-то другое.
Вне зависимости от диеты у аутистов могут быть проблемы с витаминами. Нередко у таких людей сильный дефицит большинства полезных веществ. Также бывают проблемы с выработкой определенных гормонов и ферментов. Даже при нормальном питании в организме может быть большая концентрация тяжелых металлов.
В каждом отдельном случае заболевания нужно подбирать определенное поведенческое и медикаментозное лечение. Перед тем как пить какие-либо лекарства, нужно на 100 % подтвердить диагноз. У врача дополнительно следует поинтересоваться, что это за болезнь — аутизм. Симптомы, от которых зависит лечение, проявления — на все это специалист должен обращать внимание. Поэтому поговорите с ним, может быть, выбранный врач — не лучшая кандидатура для лечения вашего ребенка.
При принятии медикаментозных средств нужно регулярно отслеживать, эффективны они или нет, так как не всем детям подходит одно и то же лекарство.
https://www.youtube.com/watch?v=subscribe_widget
Не существует конкретных способов терапии этого нарушения. Методика подбирается индивидуально для каждого пациента и должна учитывать его особенности, форму заболевания и прогнозы развития. Медикаментозного лечения атипичного аутизма нет. Отдельные лекарственные средства могут быть использованы для устранения таких проявлений болезни, как агрессия и аутоагрессия, апатия, депрессивное состояние, обсессивно-компульсивный синдром, повышенная возбудимость и прочее.
Безопасным способом уменьшения проявлений болезни является диета. Специальный рацион, назначаемый лечащим врачом, требует ограничить употребление:
- сахара и сахаросодержащих продуктов;
- фаст-фуда;
- молока и продуктов с содержанием глютена (ячмень, рожь, пшеница);
- консервов и еды с красителями.
Атипичный аутизм – признаки и симптомы
Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.
Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.
Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития. Признаки атипичного аутизма у детей:
Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса. Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации. Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении. Трудности в привитии навыков самообслуживания. Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.
Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.
Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк , игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.
Терапия и обучение
На специальных занятиях для дошкольников в Нейропсихиатрическом Институте Калифорнийского Университета: ребёнок-аутист показывает рукой на аквариумных рыбок. Исследователи пытаются оценить, как сказывается на языковом развитии интенсивное обучение с упором на совместное внимание.[1]
Основные цели терапии — снижение ассоциированных с аутизмом дефицитов и напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Не существует единого оптимального метода терапии; она, как правило, подбирается индивидуально[11]. Методологические ошибки, допускаемые при проведении исследований разных терапевтических подходов, не позволяют с уверенностью говорить об успешности той или иной концепции[12].
Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи; это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия. Тем не менее, методология систематических обзоров остаётся на низком уровне, клинические результаты вмешательств в основном расплывчаты, недостаточно данных по сравнительной эффективности подходов[13].
Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков[11], часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения[14].
Заявления о том, что помощь особо важна в возрасте около трёх лет, не подтверждены доказательствами[15]. Несмотря на широкое использование безглютеновой диеты в качестве альтернативного лечения для людей, страдающих аутизмом, нет никаких доказательств того, что безглютеновая диета полезна при лечении симптомов аутизма[16][17][18].
Доступные подходы включают прикладной анализ поведения, использование «моделей развития» (англ. develompental models), структурированное обучение (TEACCH), логопедическую терапию, обучение социальным навыкам, трудотерапию[11].
В рамках прикладного анализа поведения выделились несколько подходов, ориентированных именно на детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (англ. discrete trial training), тренировка ключевого ответа (англ. pivotal responce treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (англ. applied verbal behavior)[19]. В некоторой степени дети выигрывают от такого образовательного вмешательства: интенсивное использование прикладного поведенческого анализа улучшило общий уровень функционирования детей дошкольного возраста[20], хорошо зарекомендовало себя как метод повышения интеллектуальных показателей детей раннего возраста[14]
Нейропсихологические данные часто плохо доводятся до учителей, что создает разрыв между рекомендациями и характером преподавания[2]. Неизвестно, приводят ли программы для детей к значительным улучшениям после их взросления,[14] а скупые исследования эффективности взрослых программ, осуществляемых по месту жительства, говорят о смешанных результатах[21].
Для контроля аутистических симптомов при неуспехе поведенческого вмешательства, когда проявления расстройства не позволяют ребёнку интегрироваться в школьный коллектив либо семью, прибегают к помощи широкого списка медикаментов[3][22]. Так, в США более половины детей с расстройствами аутистического спектра получают психотропные или противосудорожные препараты, причём чаще всего прописываются антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики[23]. За исключением последних,[24] эффективность и безопасность применения различных средств при расстройствах аутистического спектра крайне слабо отражена в качественных научных публикациях[25]. У человека с таким расстройством лекарство может вызвать атипичную реакцию либо неблагоприятные побочные эффекты[11], и ни одно из известных средств не показало способности смягчать ключевые для аутизма коммуникативные и социальные проблемы[26].
Из-за трудностей в коммуникации дети-аутисты часто неспособны сообщить о побочных эффектах применяемых психотропных средств, а испытываемый ими вследствие этих побочных эффектов дискомфорт может проявляться усилением того самого патологического поведения, на которое направлено лечение. Исследования показали высокий риск развития у детей-аутистов экстрапирамидных побочных действий нейролептиков, в частности поздней дискинезии. Нейролептики нежелательно применять при аутизме, за исключением лишь наиболее тяжёлых случаев неконтролируемого поведения — при выраженной тенденции к самоповреждению и агрессивности, резистентной к другим вмешательствам (в случаях, когда неэффективными оказались поведенческая терапия, коррекция имеющихся неврологических и соматических нарушений, нормотимики и антидепрессанты).[27]
Несмотря на доступность широкого спектра альтернативных подходов и методик, лишь немногие из них стали предметом научного исследования[5][28][29].
Данные о результатах таких подходов редко связаны с показателями качества жизни, и во многих программах используются мерки, не имеющие прогностической валидности и далёкие от действительности[4].
Организации, предлагающие услуги родителям аутистов, судя по всему, при выборе методик руководствуются в первую очередь не научными данными, а маркетинговыми предложениями авторов программ, доступностью обучения своих сотрудников и запросами родителей[30]. Хотя большинство альтернативных методов, например использование мелатонина, вызывают лишь небольшие побочные эффекты[31], некоторые из них могут представлять риск для ребёнка. Так, исследование 2008 года показало, что в сравнении со сверстниками мальчики-аутисты, соблюдающие бесказеиновую диету, имеют более тонкие кости[32].
В 2005 году неадекватно проведенное хелирование убило пятилетнего ребёнка-аутиста[33].
Кетогенная диета по данным отдельных исследований обладает хорошим терепевтическим потенциалом благодаря своим нейрозащитным и противовоспалительным свойствам[34][35]. Диета может быть особенно эфективна[источник не указан 68 дней
] при гипометаболизме глюкозы мозга[36]. На 2020 год количество и качество исследований недостаточно, чтобы рекомендовать диету всем больным.
Затраты на терапию аутизма велики; косвенные потери ещё выше. Согласно исследованию, проведенному в США, в среднем затраты на человека с аутизмом, родившегося в 2000 году, за его жизнь составят 3,2 млн долларов в покупательной способности 2003 года, при этом около 10 % уйдёт на медицинское обслуживание, 30 % на дополнительное образование и уход, а потери экономической производительности обусловят остальные 60 %[37].
Программы, финансируемые за счет грантов и пожертвований, зачастую не учитывают нужды конкретного ребёнка, и невозмещаемые личные затраты родителей на лекарства и другие средства терапии могут поставить семью в сложное финансовое положение[38]. В исследовании, проведённом в 2008 году в США, отмечено, что при наличии в семье ребёнка-аутиста средняя потеря годового дохода составляет 14 %[39], а в ещё одной связанной публикации говорится, что проблема заботы о ребёнке с аутистическим расстройством может сильно сказаться на работе родителя[40].
По достижении взрослого возраста на первый план выступают вопросы попечения по месту жительства, обретения профессии и поиска работы, сексуальных отношений, использования социальных навыков и имущественного планирования[29].
Другие расстройства
Gillberg (1998) отметил, что при дифференциальной диагностике синдрома Asperger должны учитываться и другие расстройства. Результаты нескольких эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что некоторые психические расстройства имеют относительно высокий процент коморбидности с синдромом Asperger. Например, эпидемиологическое исследование нервной анорексии показало, что в 6 случаях из 51 болезни в раннем возрасте предшествовал синдром Asperger. В другом исследовании у 3 из 14 детей с нарушениями внимания, моторики и восприятия были обнаружены нее признаки синдрома Asperger. Сходные результаты были получены при исследовании детей с синдромом Asperger: у одного из пяти детей школьного возраста, страдающих этим синдромом, наблюдался и синдром Tourette.
Диагностика
Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог. Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:
Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении больного в медицинском учреждении – персоналом. Беседа с пациентом возможна в редких случаях, после нескольких встреч с врачом (после привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о себе в третьем лице («Миша пошел спать», «он не хочет есть»). Наблюдение. Анализ непосредственных эмоциональных и поведенческих реакций является основным способом получения диагностической информации. При первой встрече больные часто не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с врачом (плачут, проявляют агрессию). Позже обнаруживаются более разнообразные проявления болезни: стереотипии, холодность эмоций, отсутствие интереса к социальному взаимодействию. Исследование познавательных функций
При диагностике важно дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития
Психолог использует невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена. ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается вероятность диагноза. При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не обнаруживается, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, уменьшается либо полностью исчезает тета-активность.
Симптоматика
Симптомы такого заболевания у детей в большинстве случаев проявляются не раньше, чем в три года, что и приводит к запоздалой диагностике. Начальные признаки развития такого заболевания характеризуются следующим поведением:
- больной предпочитает одиночество или испытывает проблемы при коммуникации с людьми;
- нарушение эмоциональной сферы – пациент не может правильно выражать свои чувства, показывать эмоции и правильно реагировать на те или иные события;
- раздражительность, резкие перепады настроения.
Такие симптомы нельзя назвать специфическими, поэтому довольно часто на данном этапе развития болезни даже специалисту сложно поставить правильный диагноз.
По мере усугубления патологического процесса клиническая картина может включать в себя и такие признаки:
- нарушение речевой функции – больной понимает обращенную у нему речь, но не может четко сформулировать и высказать мысль;
- больной не может правильно интерпретировать слова и фразы, которые были произнесены в переносном смысле;
- пациент может впадать в панический страх при нахождении в незнакомой для него обстановке или с незнакомыми людьми;
- сенсорные нарушения – человек может неправильно воспринимать ту информацию, которую получает при помощи зрительной и слуховой функции, а также могут быть проблемы с обонянием.
Если у больного прогрессирует форма аутизма с умственной отсталостью, клиническая картина может дополняться следующими симптомами:
- нарушения речи;
- человек не может самостоятельно выполнять бытовые задачи;
- невозможность правильно сформулировать и выразить мысль;
- отставание в психическом развитии, признаки неадекватного поведения.
Нередко на фоне такого течения патологического процесса могут присутствовать и физиологические нарушения.
Правильно трактовать симптомы и поставить диагноз может только врач. Задача родителей – при клинических картинах, которые описаны выше, своевременно обратиться за медицинской помощью.
Особенности и симптоматика заболевания
Описание аутизма
Патологический процесс затрагивает три сферы развития малыша:
- Социальная адаптация.
- Развитие правильной речи.
- Творческая сторона мышления.
Основная черта, что характеризует атипичную форму патологии, касается непосредственно плана взаимодействия в социуме. Для данной черты существует два ярких примера:
- Полное отсутствие желания общаться с окружающими людьми.
- Активное стремление к общению, но с безуспешной коммуникацией из-за некоторых психических особенностей.
Атипичное психическое расстройство в первую очередь сказывается на речевом развитии, поэтому очень часто окружающим трудно понять речь больного, атипичной формой аутизма.
Эмоциональное развитие также страдает. Такая форма патологии характеризуется полным отсутствием невербальной коммуникации. То есть, больной со стороны кажется равнодушной и безразличной ко всему окружающему личностью.
Следуют отметить, что дети, страдающие атипичным аутизмом, отличаются высоким уровнем раздражительности, они со сложностью воспринимают окружающую действительность и не могут гибко мыслить.
Несмотря на различные формы проявления атипичного аутизма, выделяют общую симптоматику:
- нарушение коммуникабельности (во время коммуникации зрительный контакт отсутствует);
- нежелание иметь социальные контакты, заводить дружеские отношения со сверстниками;
- с сильным затруднением усваиваются новые словесные конструкции, а прежние заученные словесные элементы быстро забываются;
- наблюдаются ярко выраженные проблемы во взаимодействии с окружающими людьми;
- вся информация, что поступает к больному, воспринимается буквально, без разграничений на смысловую и переносную;
- невербальное общение (проявление эмоций) также воспринимается очень буквально, а порой и вовсе без понимания;
- отсутствие умения выражать эмоциональные состояния;
- полное безразличие к внешнему миру;
- привычный монотонный образ жизни;
- погружение в себя;
- длительное время провождения над непонятным делом (раскладывание и перекладывание каких-либо предметов) без реакции на внешнее окружение;
- атипичная реакция на что-то новое, особенно, если это звук, запах.
Отличия классической формы и атипичной
Существует несколько показателей, что отличают две формы аутизма:
- атипичная форма характерна замкнутостью и одиночеством, напротив, классический аутизм проявляется в желании находиться в обществе, но с отсутствием знаний построения правильных взаимоотношений;
- классический аутизм строится на общении больше невербальной коммуникацией, в то время, как больные атипичной формой исключают понимание жестов и эмоций;
- характерно, что обычная форма аутизма сопровождается интеллектуальным недоразвитием, а атипичная отличается присоединением атипичных симптомов.
Рекомендации! В зависимости от того, какая форма патологического состояния выявлена у ребенка, будет основываться терапевтический курс с индивидуальными дополнительными занятиями.
Атипичный аутизм с умственной отсталостью и без нее
Условно атипичный аутизм у детей можно поделить на патологию с умственной отсталостью и без нее. При атипичном аутизме вкупе с УО мы имеем менее положительную картину развития событий в дальнейшем. Обучение будет затруднено, как и интеграция в общество. Это слабо функциональная группа аутистов. Им свойственно более яркое проявление симптомов классического РАС.
Как правило, у таких детей наблюдается слабая тенденция к набору лексики, примитивность мышления, плохая имитация, слабая память, расстройство внимания, отсутствие навыков самообслуживания, сложности в контакте даже с близкими людьми, стереотипии, страхи, агрессия. Чем сильнее нарушения интеллекта, тем ярче симптоматика. По сути, именно ментальные отклонения здесь и выходят вперед. Динамика слабоположительная или отрицательная.
Атипичный аутизм без умственной отсталости отличается более высокой функциональностью. Речевые и когнитивные нарушения минимальны, как и поведенческие проблемы. Очень часто мышление нарушено не сильно или находится на границе нормы, но на первый план больше выступают эмоциональные реакции и слабая волевая регуляция. Не исключена негативная реакция на социум и общение.
Нередко при атипичном аутизме у детей наблюдается резкий переход от «нормального» состояния к необычному, т.е. до 3-4 лет ребенок вел себя достаточно адекватно, и странности были не столь явными, а после, буквально за месяц-два, происходят резкие перемены. Ребенок может истерить на ровном месте, отказываться от привычной еды и одежды, появляются замкнутость, агрессия, импульсивность, тревожность, портится сон. Он отказывается поддерживать привычные контакты, хуже ведет себя в саду. Многие мамы отмечали, что даже выражение лица менялось – оно становилось амимичным. Такая цепочка событий происходила у детей с атипичным аутизмом без УО.
Терапевтическое лечение детей без умственной отсталости
Лечение атипичного аутизма без умственной отсталости проходит под строгим наблюдением психолога и невропатолога. Медикаментозные препараты против данной патологии отсутствуют.
Какие методы лечения? В каждом конкретном случае врачи разрабатывают индивидуальную программу, ищут к малышу особый подход.
Что может включать в себя схема лечения:
- посещение специализированных реабилитационных центров;
- ежедневные занятия со специалистами;
- посещение кружков для развития мелкой моторики (рисование, лепка, оригами, бисероплетение);
- занятия музыкой (например, уроки на фортепиано);
- иппотерапия;
- дельфинотерапия.
Лечение должно осуществляться не только со стороны врачей. Большую роль в социальной адаптации ребенка в обществе и корректировке его поведения играют родители.
Общая информация о аутизме
Для постановки диагноза аутизма консультацию обычно проводит педиатр. Затем в случае необходимости привлекается помощь психиатра, который ставит диагноз и оценивает состояние пациента, его коммуникативные и когнитивные способности. Для оценки поведения и когнитивных способностей может привлекаться нейропсихолог. В настоящее время не существует надёжных биологических маркеров для выявления и скрининга детей с аутизмом.
Главная характеристика, которая отличает аутизм от других расстройств развития, — это социальный дефицит.
Качество жизни детей с аутизмом остаётся по-прежнему плохим, большинство из них не имеет значимых социальных отношений, социальной поддержки, будущих возможностей трудоустройства или самоопределения, и это несмотря на успехи в раннем выявлении, интенсивном вмешательстве и терапевтических подходах. Прогресс в выявлении причин аутизма идёт медленно, пока неизвестно достоверно, что его вызывает и нет средств, которые исправили бы нарушения аутизма.