Клинические проявления и динамика инволюционного параноида

Инволюционный параноид — это комплексное психическое расстройство, которое классически должно было бы относиться только к больным категории от 45 до 60 лет, но на практике постановки диагнозов возрастные рамки увеличиваются до 65 лет. Его отличают от поздней шизофрении и деменции. Первое расстройство более богато симптомами и остротой их проявления, нарастанием патогенеза, увеличением отрыва от реальности, а второе связано с уменьшением умственных способностей. Так же исключаются инволюционная меланхолия и психоорганический синдром. Параноид, так или иначе, но говорит о том, что у больных присутствует бред, иногда осложнённый псевдогаллюцинациями, но до шизофрении состояние не дотягивает. Всё это позволило выделить расстройство в отдельную нозологическую единицу. Появлением термина мы обязаны С. Г. Жислину, который и ввёл его в медицинский лексикон в 1965 году. Следует отметить, что группа пресенильных психозов описывалась ещё Крепелиным в 1896 году.

 

Как выглядит расстройство?

Инволюционный параноид характеризуется в основном наличием бреда, который связан с реальностью на уровне «в принципе возможно». К примеру, известно, что военные разных стран, при создании бактериологического оружия, пытаются используют насекомых в качестве распространителей инфекций. Но мировая криминалистика знает лишь единичные случаи, когда таким образом совершались попытки бытовых убийств. Больные же смело и с полной уверенностью в своей правоте утверждают, что соседи подсылают к ним мух и тараканов, предварительно заразив их различными экзотическими инфекциями. Не исключено, что кто-то из родственников утилизировал потерявшую годность одежду больного. Тот же видит в этом факт, подтверждающий намерение свести его в могилу, сжить со света. Так возникают розетки, с помощью которых больных просвечивают лучами смерти, колдуны-злодеи, сотрудники коммунальных служб, которые вмонтировали свои адские установки в трубы отопления, предварительно вступив в сговор с врагами.

 

Бред носит устойчивые черты. Со временем сюжет не меняется. Если газ подпускают соседи, то они могут ещё вступить и в сговор с родственниками, но никаких инопланетян не предвидится. Не меняются и технологии нанесения ущерба — если газ, то никаких лучей смерти, если подсыпают ядовитый порошок в еду, то никакой нечистой силы.

Одним из основных сюжетов бреда является превращение естественных для пожилых людей проблем со здоровьем в «доказательство» чьего-то злого умысла. Кружится голова, так от газа, который соседи закачивают через вентиляцию. Болит живот, то от ядов, что коварно заливают в борщ домашние. У особо мистических личностей причиной недомогания становится магическое воздействие. Но подтверждением является реальное наличие каких-то соматических проблем, которые попадают в оригинальную упаковку.

Поведенческая реакция тоже не отличается многообразием. Это обвинение кого-то — соседей, родных, представителей различных и вполне реальных структур. Оно может ограничиваться устными заявлениями или доходить до написания жалоб в различные инстанции, в том числе и судебные. Практически никогда такие больные не устраивают физических разборок. В миру они ничем не отличаются от всех остальных людей. Даже с соседями-злодеями на лестничной площадке сухо, но могут и поздороваться.

Иногда достаётся врачам поликлиник. Больные часто на самом деле страдают различными соматическими заболеваниями, иногда дисфункцией вегетативной нервной системы. Ну и конечно радикулит, гастрит, колит и прочие болезни, которые только бывают у пожилых. Но больные в действиях врачей видят и преступную халатность и даже злой умысел. Ну никак колено не проходит. Значит что? А то, что врач нарочно не лечит, или специально назначает не такое лечение. Разумеется, такое может сопровождаться самыми разными официальными жалобами.

Алкогольный параноид

Если человек длительное время злоупотребляет алкоголем, он может развить в себе алкогольный параноид. Это возникновение бредового состояния с манией преследования, при которой развиваются симптомы абстинентного синдрома.

При алкогольном параноиде человек подозревает своих родных и близких в постоянном преследовании. Он полагает, что ему желают причинить вред, поэтому он постоянно от них скрывается и убегает. Человек под действием своих мыслей начинает искать в любой мелочи подтверждение своим идеям. Любая обстановка, наличие острых предметов, появление непонятных вещей могут указывать на то, что больной человек прав в своих подозрениях.

Из всех психических расстройств — это одно из наиболее мягких

Больные неплохо адаптированы для жизни. Ненависть к родным детям протекает где-то в параллельном мире и не мешает забирать внуков из детского садика. Просвечивание лучами через розетки не мешает их же использовать в быту — утюг включить или телевизор.

Больные могут контролировать себя. Так, в беседе с участковым, после отправки десятка жалоб, человек может сказать, что его не так поняли, что он подозревает, но ничего не утверждает, что, с его точки зрения, не исключено, но докапываться до сути он не может, ибо:

  • стар;
  • болен;
  • делегирует всё компетентным органам.

Инволюционный параноид основание для признания недееспособным не даёт. Практика показывает, что если такие люди устраиваются на работу, то вполне хорошо справляются со своими обязанностями. Они полностью осознают, кто они, где, что происходит и способны делать здравые выводы касательно всего на свете, что к их бреду непосредственного отношения не имеет. Не следует таким больным думать ещё и о том, что им присвоят группу инвалидности. Она даётся тогда, когда больные теряют способность жизнеобеспечения. А все пожилые люди, которым в суп враги подсыпают отраву, покушать не забывают. Более того, многие из них прекрасно могут жить в одиночестве, если:

  • такова судьба;
  • близких рядом нет.

 

Предстарческие психозы

Предстарческие психозы

(синоним: пресенильные психозы, инволюционные психоз) — группа психических болезней, возникающих обычно после 50 лет. Причиной выделения послужил тот факт, что в этом возрасте встречаются депрессивные и бредовые психозы, клиническая картина которых значительно отличается от наблюдаемой в молодом и среднем возрасте.

Катамнестические, генеалогические и клинические исследования показали, что П. п. могут быть отнесены к поздно манифестированной шизофрении

и маниакально-депрессивному психозу ; в ряде случаев они (чаще пресенильный бред ущерба) представляют собой растянутый на многие годы дебют старческого слабоумия . Поэтому значительная часть отечественных психиатров и большинство зарубежных не выделяют П. п. в отдельную группу.

Основными формами П. п. являются пресенильная меланхолия и пресенильный берд ущерба. Пресенильная, или инволюционная, меланхолия часто начинается после психических травм, смены привычного жизненного стереотипа (например, уход на пенсию), соматических болезней. Клиническая картина характеризуется появлением тревожно-ажитированной депрессии и различных бредовых идей — самообвинения, самоуничижения, обнищания, убежденности в наличии тяжелого заболевания, нередко сменяемых бредом Котара (см. Депрессивные синдромы

). Течение пресенильной меланхолии затяжное, постепенно клиническая картина упрощается.

Пресенильный бред ущерба (инволюционнный параноид, или инволюционная пара развивается малозаметно, проявляется паранойяльным бредом ущерба, ограбления, реже отравления или преследования. Бред систематизирован в общем виде: всегда распространяется на лиц ближайшего окружения (соседей, совместно проживающих родственников, сослуживцев). Бредовые высказывания больных содержат большое количество конкретных деталей бытового характера (испачкали перепутали бумаги, отлили из кастрюли суп, трясут половики под дверью и т.д.), в связи с чем такой бред часто называют бредом обыденных отношений, или бредом «малого размаха». В части случаев бред может существовать без какого-либо усложнения в течение многих лет, иногда до самой смерти. У больных отмечается выраженное бредовое поведение,

вырабатываются характерные приемы борьбы с чинимыми «хулиганскими» действиями. Так, они ставят дополнительные замки на дверях, особым образом раскладывают предметы, чтобы по изменению их положения уличить лиц, подозреваемых воровстве или попытке проникновения в комнату, во время приготовления пищи не отходят от плиты или привязывают крышку к кастрюле и т.д. Нередко у больных наблюдается несколько повышенный фон настроения. В обоих случаях они часто жалуются на мнимых обидчиков в различные общественные инстанции, а дома или на работе устраивают склоки и скандалы. Многие больные с пресенильным бредом ущерба, в т.ч. одинокие, хорошо адаптированы в быту; у части из них, несмотря на болезнь сохраняется профессиональная работоспособность. В психиатрические больницы помещают лишь тех больных, у которых появляется агрессивное поведение по отношению к окружающим или бред усложняется галлюцинаторными или аффективными расстройствами. Диагноз устанавливают на основании клинической картины. Лечение проводят психофармакологическими средствами в течение длительного периода. Многие больные с пресенильным бредом ущерба лечатся амбулаторно. Прогноз в отношении выздоровления сомнителен.

 

 

 

Реактивный параноид

Реактивный параноид делят на:

  1. Острую реакцию на стресс. Она в свою очередь делится на:
  • Гиперкинетическую форму, когда человек теряет целенаправленность в действиях. Он метается, куда-то бежит, теряется в пространстве, подвержен при этом страхам и тревоге.
  • Гипокинетическую форму, когда человек заторможен или вообще обездвижен.
  1. Истерические психозы. Они в свою очередь делятся на:
  • Псевдодеменцию, когда у человека сужается сознание, он теряет былые навыки и неверно отвечает на вопросы.
  • Истерическое сумеречное помрачение сознания, когда человек теряется в пространстве, страдает амнезией, неправильно воспринимает окружающую реальность.
  • Пуэрилизм, когда человек становится ребенком, инфантильным.
  • Синдром бредоподобных фантазий, когда человек считает себя великим, самым богатым, значимым и т. д.
  • Синдром регресса личности, когда человек полностью теряет былые навыки.
  • Истерический ступор – помрачение сознания, психомоторное торможение.
  1. Психогенную манию и депрессию. Депрессивное состояние может быть острым (быстро развиваться и ярко проявляться) или затяжным (симптоматика развивает очень медленно). Психогенная мания проявляется в виде раздражительности, активности, взбудораженности, суетливости. Однако могут наблюдаться и состояния горя и воодушевления.
  2. Психогенный параноид. Он бывает в 0,8% случаев. Проявляется в острой, подострой и тяжелой формах.

Реактивный параноид проявляется в определенной ситуации вследствие неправильной ее интерпретации. У человека формируются неверные умозаключения и взгляды. Ситуация должна быть психотравмирующей. При последующем попадании человека в подобные условия возникают очередные выводы неправильного характера.

Распознать реактивный параноид можно по:

  1. Ситуационному возникновению.
  2. По излечению, если человека вывести из ситуации.
  3. Связи с травмирующей ситуацией.

Человек при реактивном параноиде становится подозрительным, внутренне напряженным, тревожным. Данный вид параноида можно легко обратить либо самостоятельно на этапе его зарождения, либо уже со специалистом при его длительном развитии.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Epicenter67 I Эпицентр
Epicenter67 I Эпицентр