Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.
Причины заикания
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие (“почву”) и производящие (“толчки”). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
Предрасполагающие факторы (“почва”):
- Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.
- Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
- Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.
- Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
Неблагоприятные условия:
- Физическая ослабленность детей.
- Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.
- Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер.
- Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
- Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
- Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
В группе неблагоприятных причин выделяются:
- Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями.
- травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);
- органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
- истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).
- кратковременная – одномоментная – психическая травма (испуг, страх);
- длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;
- неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
- перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
- подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная – ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная – он копирует речь заикающегося).
- переучивание леворукости.
Врачи отмечают, что заикание является сложным и многогранным нарушением речи, которое может возникать в детском возрасте и сохраняться во взрослой жизни. Специалисты подчеркивают, что причины заикания могут быть как генетическими, так и психологическими. Важно, чтобы родители не игнорировали первые признаки заикания у детей и обращались за помощью к логопедам или неврологам. Врачи рекомендуют комплексный подход к лечению, который включает индивидуальные занятия, дыхательные упражнения и, в некоторых случаях, психотерапию. Также они акцентируют внимание на важности создания поддерживающей атмосферы для пациента, что может значительно облегчить процесс преодоления заикания.
Симптомы заикания
Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.
Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.
Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.
Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.
Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».
Диагностика заболевания
В первую очередь для постановки диагноза должны присутствовать:
- нарушение ритмичности речи (повторение слогов, обрывки слов, растягивание звуков);
- сложности и задержка в начале речи;
- побочные движения (тик, гримасы).
Если заболевание продолжается более трех месяцев, может понадобиться дополнительная диагностика: консультация логопеда и невролога, ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга.
Заикание — это явление, которое вызывает множество мнений и обсуждений. Люди, сталкивающиеся с этой проблемой, часто испытывают стыд и неуверенность. Многие утверждают, что заикание влияет на их социальные взаимодействия и карьерные возможности. Некоторые делятся историями о том, как заикание стало причиной насмешек в детстве, что оставило глубокий след в их психике. Однако есть и те, кто считает, что заикание не определяет личность человека. Они подчеркивают, что важно сосредоточиться на внутреннем мире и не позволять внешним мнениям влиять на самооценку. Психологи рекомендуют открыто говорить о своих переживаниях, что помогает снизить уровень тревожности. Общество постепенно становится более понимающим, и многие поддерживают инициативы по повышению осведомленности о заикании, что, безусловно, способствует улучшению ситуации.
Лечение заикания
Ранняя диагностика способствует проведению более эффективного лечения заикания. В наше время коррекция заболевания заключается в использовании психотерапевтических приемов. Логопед, применяя логопедические занятия и упражнения по коррекции заикания, помогает избавиться от нарушений речи. Преодоление стеснения и замкнутости происходит при помощи групповых занятий, в игровой форме проводится логопедическая ритмика и психотерапия. Лечение должно проводиться и в семье. Родителям советуют говорить спокойно, не перебивать и не подгонять говорящего малыша, хвалить его за успехи, не критиковать и не кричать на ребенка.
Устранение заикания состоит в монотонности и распевности всего разговора. Для личной терапии подходят аутогенные тренировки и десенсибилизация. Лекарство от заикания до сих пор не создано, зачастую назначают успокоительные таблетки, помогающие справится с тревогой и стрессом. При органических поражениях ЦНС врач может прописать транквилизаторы, спазмолитики, курс дегидратации. Иногда положительного результата получается добиться после назначения нескольких курсов пантогама. Помимо этого, комплексная терапия заикания включает физиотерапию, логопедический и общий массаж.
Гимнастика при заикании основана на применении дыхательных упражнений. При этом речевое дыхание нормализуется, происходит правильное соотношение вдоха и выдоха, темп и ритм становятся естественными и непрерывными. Эта методика имеет поэтапное действие: сначала занятия акцентируются на отдельных звуках, после – на словах, затем – на небольшой фразе. Дыхательные упражнения проводят сидя, лежа, стоя и во время движения.
Разработаны многочисленные методики занятий с заикающимися людьми, например Власовой или Арутюнян, все они должны назначаться индивидуально.
При логоневрозе может быть эффективен гипноз. Во время процедуры специалист помогает укрепить уверенность, повысить самооценку, убрать барьеры, мешающие верному произношению слов.
Профилактика
Профилактика заикания заключается в поддержании общего здоровья и организации речевого развития. Следует беречь психику от перегрузок и возможного испуга. Развитие ребенка должно состоять из расширения кругозора, обучения правильной речи, информацию крохе нужно доносить дозировано и неспешно. Заикающимся маме или папе советуют пройти курс лечебно-коррекционных занятий для устранения нарушения речи.
Народные методы лечения
Вылечить заикание в домашних условиях без помощи специалистов практически невозможно. Но некоторые народные методы помогают избавиться от чрезмерного психического перенапряжения, страха. В этом случае помогает ароматерапия, нужно капнуть несколько капель масла на носовой платок и вдыхать аромат в течение дня. Седативный эффект имеют масло базилика, чабреца, розы, сандала, розмарина, бергамота, лаванды и сосны. Их можно добавлять в воду при принятии ванны. Успокаивающим действием обладает мед, желательно каждый день съедать его по ложке до еды. В чай можно добавлять корень валерианы, пустырник.
Вопрос-ответ
Что может быть причиной заикания?
Фактором, провоцирующим усиление признаков заикания, является психоэмоциональный стресс – конфликты на работе, проблемы в личной жизни, волнение, связанное со внешними обстоятельствами, переутомление. На фоне этих же ситуаций данный вид нарушений речи у взрослых может даже возникнуть впервые, но это единичные случаи.
Как можно вылечить заикание?
Избавиться от заикания возможно только методами, предполагающими не меньшее участие пациента. Не ищите «волшебной» таблетки от заикания. Ее просто не существует! Нет необходимости для достижения речевого результата использовать манипулятивные техники: внушение, настрои, аутотренинг, речевки и наказания.
Что будет, если не лечить заикание?
Если пациент с нормальной речью неожиданно начинает заикаться во взрослом возрасте, специалист может заподозрить у него поражение головного мозга. Нарушения беглости речи может вызвать черепно-мозговая травма, инсульт или опухоль головного мозга.
Когда уходит заикание?
Заикание никогда не уходит само по себе! Оно может временно отступить, но однажды непременно вернется снова. Если вы только в 5 или 6 лет заметили, что ребёнок начал заикаться, то вероятнее всего, вы попросту пропустили самые первые запинки в более раннем возрасте.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно практикуйте дыхательные упражнения. Правильное дыхание помогает расслабиться и улучшает контроль над речью. Попробуйте глубокие вдохи и выдохи, а также упражнения на диафрагмальное дыхание, чтобы снизить напряжение во время разговора.
СОВЕТ №2
Не спешите говорить. Замедление темпа речи может значительно снизить уровень заикания. Делайте паузы между словами и предложениями, чтобы дать себе время на обдумывание и произнесение фраз.
СОВЕТ №3
Обратитесь к специалисту. Логопед или терапевт может предложить индивидуальные методы и техники, которые помогут вам справиться с заиканием. Профессиональная поддержка может быть очень полезной в процессе улучшения речи.
СОВЕТ №4
Практикуйте разговор в безопасной обстановке. Общайтесь с близкими и друзьями, которые понимают вашу ситуацию и готовы поддержать. Это поможет вам чувствовать себя более уверенно и комфортно, что может снизить уровень заикания.